Развитие логического и творческого мышления

Рубрика: Воспитание, Дети, Семья

Мы-то привыкли к давно известных и логически завершенных концов сказок. Действительно, все логично закончено в сказках: репку вытащили, колобка лиса съела, Красная Шапочка и бабушка остались живыми и невредимыми, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось, что здесь можно придумывать и придумывать. Дж. Родари считает, что не только можно, но и полезно, и предлагает метод «А что потом?»

Сначала подумаем: репку вытащили, как ее делили — кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; колобка съела лиса — а может быть, колобок в животе у лисицы стал с помощью волшебных слов великаном и начал мешать лисицы; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки с злодеем волком, а как живут Золушка и принц, женившись, — может, им снова мешает мачеха с ее дочерьми, а коза и семеро козлят построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка. Как видите, варианты есть, они будут своеобразными и у детей, в зависимости от их уровня восприимчивости и анализа сказки, от уровня творческого воображения, которая интенсивно развивается в этой первой сказочно-творческой деятельности.

Не менее полезным будет такой метод работы, как «Совместное решение проблемного вопроса к сказки». Ставить и решать такие вопросы нужно до хорошо знакомых, любимых сказок. Важно очень хорошо продумать вопросы, которое побудило бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать оптимальную, соответствующую, удобную. Вернемся к сказке «Кот в сапогах». Хорошо бы к этой сказки поставить следующий вопрос: «А если бы людоед не захотел или не смог превратиться в мышку?» Если мы не поможем коту в этом, он опоздает помочь своему хозяину (ведь к замку подъезжает карета короля). Как иначе можно избавиться от людоеда? Или еще пример сказки «Гуси-лебеди»: вы можете спросить «А если бы ни печь, ни яблонька не стали помогать девочке — что делать, чтобы спастись самой и спасти братца?» Возможно, она сама что-нибудь придумает или мы ей подскажем ? (стать невидимками, великанами …).

Нас самих постоянно окружают противоречия в вещах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки. Научить решать противоречия — это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить. Скажите, разве не противоречиво том, что принцесса всю ночь лежит на горошине? Нужно разрешить это противоречие, а значит, изобрести нечто, что поможет принцессе избавиться от горошины и спокойно уснуть, как все принцессы на свете. Ломается при этом весь привычный смысл сказки. Ведь горошина нужна для того, чтобы узнать, настоящая ли это принцесса? Но дети знают эту сказку, видели не один раз по телевизору. Гораздо важнее создать маленькое добро, гораздо важнее научиться придумывать. И дети придумывают превратить, например, горошину в кусочек льда, а лед, как известно, под теплыми перинами растает или … Да мало ли есть способов помочь принцессе.

Страницы: 1 2 3